Обогащение языка дошкольников синонимами (реферат)

П Л А Н
Введение............................................................………….............................................. 3 стр.
§.1. Развитие идеи обогащения словаря детей дошкольного возраста
через синонимическую работу …………………………………………………….. 6 стр.
§.2. Психологические основы осуществления синонимической
работы с детьми старшего дошкольного возраста при обучении
чувашскому языку …………………………........….........................................….. 12 стр.
§.3. Лингвистические основы обогащения синонимами словарного
запаса детей пяти-шести лет при обучении чувашскому языку ……………….. 18 стр.
§.4. Методика проведения синонимической работы с детьми.
старшего дошкольного возраста при обучении чувашскому
языку в русскоязычных дошкольных учреждениях…………………………….. 24 стр.
Библиография.............................................................………….......................…..…. 28 ст

В В Е Д Е Н И Е
Язык и речь рассматриваются в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций. Речь яв-ляется основным каналом трансляции от поколения к поколению, а также важнейшим средст-вом обучения и воспитания.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальными все-гда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в ста-новлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимают осо-бое место в воспитании.
Не менее важное значение в развитии личности ребенка имеет обучение второму языку. Это подтверждают все педагоги и психологи современности и сходятся в том, что изучение второго языка затрагивает суть языковой способности индивида, развивает его мышление, го-товит к овладению в последующей жизни иными языками. Поэтому на современном этапе проблеме освоения детьми второго языка стало придаваться большое внимание.
Одним из ведущих направлений развития дошкольного образования в республике сего-дня является реализация Закона «О языках Чувашской Республики». В процессе освоения чу-вашского языка ребенок приобщается к культуре народа, его духовным и материальным цен-ностям, знакомится с историей чувашского края, что закладывает прочный фундамент для формирования начала национального самосознания. Полноценное овладение чувашским язы-ком в максимально подходящий для этого период, формирование у детей способности успеш-но строить со взрослыми и со сверстниками коммуникацию, является необходимым условием развития личности ребенка.
Существуют различные взгляды в вопросе обучения детей дошкольного возраста второ-му языку.
Я.А.Коменский (основатель педагогики), М.В.Ломоносов (русский ученый и мыслитель), В.А.Сухомлинский (педагог), Л.Н.Толстой (великий русский писатель), К.Д.Ушинский (на-родный педагог, основатель антропологического направления в отечественной педагогике) и его последователи -Е.И.Тихеева, Е.А.Водовозова, П.Ф.Каптерев, А.С.Симонович и многие другие видные ученые считали, что прежде чем приступить к обучению второму языку, детей необходимо обучить родному языку, заложить в них основы для успешного освоения второго (национального или иностранного) языка. К.Д.Ушинский предостерегал от раннего обучения детей иностранному языку. Таких же взглядов придерживается известный чувашский мето-дист Ф.Т.Тимофеев.
Большинство лингвистов считает, что для успешного освоения детьми основ иностран-ного языка необходимо приступить к обучению неродному языку с раннего возраста, так как «все, что выучил малыш в период дошкольного детства, он запомнит на всю жизнь». Извест-ные психологи : француз Ж.Ронжа, грузинка Н.В.Имедадзе, азербайджан Ж.Ф.Ибрагимбеков и другие - также придерживаются данного взгляда. В основу своего утверждения они взяли по-ложение о том, что в дошкольном возрасте лучшая механическая память и наименьшее ин-терферирующее действие родного языка.
Многие психологи не рекомендуют приступать к изучению второго языка, пока изучение первого не доведено до твердо отработанных навыков. К примеру, Е.И.Негнявицкая, А.И.Шахнарович и другие предлагают начать обучение второму языку в четыре года при ус-ловии, если ребенок развит интеллектуально и хорошо владеет родным языком. Но оптималь-ным возрастом детей считают пять лет.
В нашей республике обучение второму языку в дошкольных учреждениях начинается со среднего возраста - в четыре-пять лет.
Словарная работа является одной из важнейших в общей системе работы по обучению детей второму языку. Слово вводит ребенка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нем, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни об-щества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малы-ша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребенок познает пред-метное и природное окружение, делает первые попытки обобщения. Обобщающая функция является решающим фактором развития у ребенка воображения и абстрактного мышления. Это необходимое условие формирования у детей всех видов деятельности и развития в них разнообразных способностей.
Все слова языка входят в его лексическую систему. Нет таких слов, которые находились бы вне ее, воспринимались отдельно, изолированно. Известные лингвисты Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова рекомендуют изучать слова только в их системных связях, как но-минативные единицы, связанные между собой, близкие и тождественные в каком-то отноше-нии и в чем-то противоположные, непохожие. «Характеристика слова может быть более или менее полной лишь тогда, когда устанавливаются его разнообразные связи с другими словами, которые входят вместе с ним в определенные лексические и семантические группы » [56,с.40].
Развитие и взаимодействие слов и отношений его с другими словами заслуживают само-го серьезного изучения, которое должно проходить в пределах словарного состава. Одним из аспектов словарной работы является изучение синонимии языка.
Наша работа посвящена изучению проблемы расширения словаря дошкольников сино-нимами при обучении их второму языку.
Значение работы видится в неограниченных возможностях синонимии в речи. Богатство и выразительность синонимов в языке создают безграничные варианты их целенаправленного и внимательного употребления в речи. Обращение к синонимам помогает избежать повторов. При этом они не только разнообразят речь, но и вносят тонкие смысловые и стилистические оттенки в оформление высказывания. Употребление синонимов в качестве однородных чле-нов способствует усилению выражения действия или его признака. Знание синонимов необхо-димо для того, чтобы украсить, разнообразить бытовую речь, внести в нее яркость, вырази-тельность и живость. Их значение в развитии творчества настолько велико, что без них не со-чинялись бы яркие, выразительные и оригинальные стихотворные и прозаические произведе-ния. Синонимы позволяют наиболее полно охарактеризовать один и тот же факт, точно рас-крыть свою мысль.
Процессу развития речи в дошкольных учреждениях посвящено много исследований. В работе нами использовались труды М.И.Алексеевой, А.М.Бородич, Е.Ф.Васильевой, М.К.Волкова, О.И.Соловьевой, Ф.А.Сохина, Е.М.Струниной, О.И.Ушаковой и других.
По проблеме обучения детей чувашскому языку в дошкольных учреждениях на данном этапе есть методические разработки, где затрагиваются вопросы развития чувашской речи. Но они не оказывают достаточной помощи воспитателям по обучению чувашскому языку дошко-льников.
Изучению синонимов посвятила ряд работ Е.Ф.Васильева - доцент кафедры чувашского языка и литературы Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. Главной целью ее работы было раскрытие природы и сущности лексической синонимии чувашского языка, попытка проникнуть в семантическую структуру синонимиче-ских рядов различных частей речи. Ее работы использовались для того, чтобы понять некото-рые методические вопросы.
На данном этапе нет теоретико-экспериментальных исследований по синонимической работе с детьми дошкольного возраста. Есть отдельные разработки М.К.Волкова, З.С.Капустиной, О.И.Печникова. В этом и заключается актуальность нашей работы.






Цель работы - выявление психолого-педагогических условий эффективного проведения синонимической работы при первоначальном обучении детей старшего дошкольного возраста чувашскому языку в русскоязычных дошкольных учреждениях.
Объектом является обучение детей пяти лет чувашскому языку в русскоязычных дошко-льных учреждениях.
Предметом изучения выступает процесс формирования словаря детей пяти-шестилетнего возраста через синонимическую работу при обучении чувашскому языку.
Основные задачи:
1. Изучить теоретические основы обогащения словаря детей старшего возраста при обучении второму языку через синонимическую работу.
2. Разработать и апробировать систему педагогических мероприятий по обогащению словар-ного запаса синонимами при первоначальном обучении чувашскому языку в дошкольных учреждениях.
3. Подобрать синонимические ряды для введения в процесс обучения чувашскому языку в старшем дошкольном возрасте.
Исходя из цели и задач, нами выдвинута следующая рабочая гипотеза: целенаправленная и систематическая синонимическая работа способствует эффективному расширению словар-ного запаса, создает возможности выразительности речи, точности словоупотребления, ис-ключения повторов, развитию словесно-логического мышления и мотивационной сферы детей пяти-шести лет для обучения чувашскому языку в последующие годы.
Методологической основой являются современные философские, психологические и пе-дагогические подходы, положения, теории и идеи :
-к деятельности как к определенному типу отношений человека к миру, определенному типу бытия в мире;
-к человеку как к личности, индивиду и субъекту деятельности;
-положения материалистической философии о языке как важнейшем средстве общения и со-циального взаимодействия людей, о его связи с мышлением ;
-положения о том, что освоение языка является сложной человеческой деятельностью, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения и развивается личность;
-рефлекторные теории И.П.Павлова ;
-теории о ведущих видах детской деятельности Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др. ;
-идеи о двуязычном воспитании М.К.Волкова, М.М.Михайлова и др.
Практическая значимость работы определяется ее актуальностью. Апробированная нами система работы может быть использована в практической деятельности педагогами по обуче-нию детей дошкольного возраста чувашскому языку.
















§.1 Развитие идеи обогащения словаря детей дошкольного
возраста через синонимическую работу

Большую часть в интеллектуальном и нравственном развитии детей играет обучение с раннего детства правильной речи, языку своего народа. В условиях нашей республики обуче-ние дошкольников языку протекает в весьма сложной ситуации. Дети с раннего возраста на-ходятся в окружении двух самостоятельно существующих языков. Чувашскую речь, как и рус-скую, дети слышат всюду : в семье, по радио и телевидению, в кино и в театре.
В школах и детских садах на современном этапе уделяют большое внимание изучению двух основных языков.
Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Особенно это касается детей городов, заселенных представителями многих наций. «Вот почему языковое образование детей предполагает возможность раннего обучения языкам - иностранным или национальным», - утверждает Е.Протасова [32, с.89]/
У детей в двуязычном окружении оба языка усваиваются по принципу родного. «Разница заключается лишь в том, что ребенку приходится соотносить язык и говорящего на нем чело-века. Для каждого языка усваивается фонетика, словарь, правила составления предложений, средства выразительности, умение отличать правильное от неправильного. Но на разных эта-пах развития двуязычия ребенок может временно путать эти системы. Такой процесс носит естественный характер и отнюдь не является поводом для отказа от идеи двуязычного воспи-тания. Взрослым следует различать сферы употребления соответствующих языков и обсуж-дать с детьми смешивающиеся явления» [32, с.90]. Е.Протасова утверждает, что «педагог от-ветственен за судьбы детей и должен понимать: необоснованный отказ от воспитания дву-язычной личности может сыграть роковую роль в жизни его подопечных. Чем больше языков изучает ребенок, тем больше форм описания действительности, типов суждения о нем, струк-тур мышления он усвоит, тем лучше и шире будет спектр его собственных возможностей» [32, с.91]. Здесь выражается ценная мысль о том, что нельзя отказываться от воспитания двуязыч-ной личности, какие бы трудности ни возникали. Знание двух языков расширяет речевые спо-собности ребенка, развивает мышление и языковое чутье.
Овладение неродным языком - дело трудное и сложное. Оно требует психологического и лингвистического обоснования. Необходимость психологического обоснования диктуется тем, что в усвоении неродного языка происходит как мыслительная, так и психическая дея-тельность. Важность лингвистического обоснования коренится в том, что родной и изучаемый язык отличаются друг от друга целым рядом специфических особенностей, создающих труд-ности в овладении языком. Психологические основы овладения чужим языком едины, одина-ковы для всех языков и народов. Лингвистические основы различны для каждого конкретного случая, «ибо трудности при изучении каждого языка различны для носителей различных язы-ков»[26, С.10]. М.М.Михайлов говорит, что они выявляются лишь при бинарном сопоставле-нии.
В последнее время методисты, занимающиеся обучением языку, поняли что обучать на-до не словам, не фактам о языке, а деятельности на этом языке.
Тайна того, как ребенок овладевает языком волновала давно. Вплоть до последнего вре-мени считали, что ребенок овладевает языком имитативным способом. Ребенок слышит слова, выделяет по аналогии грамматические конструкции и подмечает к каким ситуациям они отно-сятся. Таким образом, ребенок может научиться языку только в результате слушания речи взрослого и повторения, постоянной практики в использовании услышанного. Имитативная теория овладения языком преуменьшала активность ребенка, отводила ей какую-то роль лишь в деятельности с говорящим готовыми речевыми образцами, высказываниями, которые ребе-нок в готовом виде получает от взрослых. Активность сводилась не к творческой, а к подра-жательной [25, с.46].
М.Михайлов утверждает, что в процессе обучения неродному языку дети должны как можно больше слышать чужую речь, которая должна исходить прежде всего от окружающих взрослых, а затем от самих детей. Речь взрослого - основное наглядное пособие в обучении неродной речи [26, с.18].
Обучение чувашскому языку в русскоязычных ДОУ начинается со среднего дошкольно-го возраста. Во многих детских садах он вводится со старшей группы. Ученые предлагают создать следующие условия для эффективного обучения чувашскому языку :
1. Использовать бе

Сайт создан в системе uCoz